Чем занимается маркетолог?
09.02.2022
Marketing
Основные обязанности маркетолога:
- подготовка продуктов к продаже;
- составление коммерческих предложений;
- формирование цены;
- поиск каналов сбыта;
- анализ рыночной успешности.
Подробнее каждая обязанность будет рассмотрена чуть позже, а пока заметим, что маркетолог как бы объединяет разные направления деятельности, является ключевым звеном во многих цепочках внутри торгового предприятия. Иногда по совместительству еще производственного, не столь важно, выпускает таковое продукцию самостоятельно или продает закупленную у других поставщиков.
Подготовка продукта
Подготовка, или как часто говорят профессионалы, разработка продукта, затрагивает все стороны продвигаемых товаров, физические и нематериальные. Продукт должен удовлетворять потребности клиента, привлекательно выглядеть, желательно еще считаться престижным и модным. Необходимо красиво упаковать продаваемые вещи, иногда и снабдить подробными документами, включая инструкции на разных языках.
Хорошая разработка дает возможность обойти конкурентов, выиграть за счет если не объективных качеств, так лучшей подачи в магазине, скорой и бережной доставки, бесплатных консультаций. Важны такие факторы, как гарантийное обслуживание клиентов, круглосуточная техническая поддержка по телефону и онлайн. По всем упомянутым вопросам маркетологу приходится сотрудничать со смежниками. Оценивать работу коллег, давать советы и рекомендации, даже выдвигать требования, предъявлять претензии. От того, в какой форме и насколько эффективно это делается, зависит слаженная работа целой организации.
Составление предложений
В коммерции, особенно оптовой и ориентированной на сегмент В2В, важно безошибочно составить деловое предложение. Вызвать интерес и доверие, но не продешевить, предлагая продукт по слишком заниженной цене. Для этого требуется значительный опыт, знание текущего состояния рынка, умение прогнозировать тенденции на будущее.
Опытный маркетолог всегда в курсе того, что предлагают конкуренты, и знает, чем привлечь аудиторию. Выгодно подает преимущества своей компании, скромно умалчивает о недостатках.
Формирование цены
Какую цену назначить, часто решает руководитель или собственник предприятия. Но маркетолог подает «на подпись» обоснование, почему стоит указать в ценниках именно такие цифры. На итог влияет множество факторов, которые переплетаются в сложные сочетания. Надо получить максимальную прибыль, но сохранить постоянных покупателей и привлечь новых. Обеспечить конкурентоспособность по сравнению с соперниками, не выходя за рамки объективной себестоимости.
Опытный профессионал умело использует:
- акции и скидки на новые товары или выходящие из моды;
- покупательские бонусы для постоянной клиентуры;
- конкуренцию между местными поставщиками;
- каналы импорта из стран с дешевым производством;
- временный демпинг для выхода на первые позиции.
В «правильном» отделе маркетинга не бывает существенных задержек при обновлении ценников. Если клиенты жалуются на несоответствие реальных цен и заявленных в каталоге, нужно срочно принимать меры.
Сбыт продукции
Должность маркетолога компании нередко связана с проведением рекламных кампаний. Приходится активно взаимодействовать с сотрудниками, ответственными за выставки, презентации, оформление рекламы. Такие вопросы, как раздача подарков посетителям с фирменным логотипом, редактирование плакатов и брошюр не обходят стороной маркетинговые подразделения.
Особенность работы маркетолога в том, чтобы обеспечивать наиболее общий контроль за деятельностью смежников. Разработкой логотипов и рекламных изображений занимаются графические дизайнеры. Тексты составляют копирайтеры, макеты готовят верстальщики. Но маркетологический отдел везде способен сказать свое веское слово, исправить ошибки коллег или подать ценные идеи.
Инициатива самого проведения рекламных акций часто исходит от маркетологов. Если продажи упорно не растут или даже снижаются, это повод действовать с привлечением к работе всех доступных кадров организации. Естественно, требуются и объективные методы оценки результативности.